171080, Тверская область, Бологое, ул.Кирова, дом 13 8 (48238) 2-32-89 zav-oo@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения законодательства РФ

11 апреля 2022 г.

Информация об изменениях законодательства Российской Федерации при лицензировании

образовательной деятельности

 

С 1 марта 2022 года подлежат применению новые положения, регламентирующие порядок лицензирования образовательной деятельности:

1. Заявление направляется в лицензирующий орган (Министерство образования Тверской области (далее - Министерство) для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Тверской области) исключительно в электронной форме (пункт 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности) посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) и информационной системы автоматизации контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти переданных полномочий в сфере образования (ИС АКНД 1111). Для подписания заявлений и прилагаемых к ним документов в информационных системах потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись, полученная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. При лицензировании (внесении изменений в реестр лицензий) заявителями используются новые формы заявлений и прилагаемых к ним документов, которые разработаны Министерством в полном соответствии с новыми требованиями. В настоящее время новые формы заявления и прилагаемых к ним документов размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет в разделе «Государственные услуги».

3. Изменяются перечни предоставляемых заявителем документов.

При лицензировании образовательной деятельности и в некоторых случаях при внесении изменений в реестр лицензий (реализация новых образовательных программ, открытие филиалов) в обязательном порядке с заявлением направляются копии разработанных и утвержденных образовательных программ. Обращаем внимание, что образовательные программы должны содержать требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности и оборудованию помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленной к лицензированию образовательной программе (пункты 5 «б», 7 «б» Положения о лицензировании образовательной деятельности).

В случае лицензирования образовательных программ, планируемых к реализации с использованием сетевой формы, с заявлением направляется копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ, соответствующего требованиям статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Во избежание нарушений законодательства об образовании рекомендуем использовать примерную форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденную приказом Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

Для планируемых к реализации основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ, организуемых в форме практической подготовки, с заявлением направляется копия договора, заключенного заявителем в соответствии с пунктом 2 части 7 и частью 8 статьи 13 Закона об образовании. Примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждена приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020.

Представляются засвидетельствованными в нотариальном порядке копии документов, предусмотренные подпунктами «а» и «е» - «з» пункта 10, подпунктом «а» пункта 13, подпунктами «а» и «е» - «з» пункта 14, а также подпунктами «а» и «е» - «з» пункта 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности:

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ;

- копия договора, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 7 и частью 8 статьи 13 Закона об образовании, подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки обучающихся в случае организации практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

- копия договора, заключенного в соответствии с частью 5 статьи 82 Закона об образовании, подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки обучающихся в соответствии с образовательными программами в случае организации практической подготовки в медицинской организации, либо организации, осуществляющей производство лекарственных средств, организации, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организации, судебно­экспертном учреждении, иной организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, либо образовательной или научной организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, не являющейся соискателем лицензии.

Учитывая предоставление заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме, установление данного требования изданным в соответствии с федеральным законом нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги, соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса (пункт 4 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634). Копии вышеуказанных документов изготавливаются нотариусом в порядке, установленном статьей 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

В случае, если заявителем является образовательная организация, учредитель которой - религиозная организация, с заявлением направляется представление религиозной организации (централизованной религиозной организации).

Определены особые требования к перечням документов, предоставляемых заявителями, планирующими реализовывать образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

- соискателями лицензии не представляются документы и сведения, указанные в подпунктах «а»-«в» пункта 13, «а», «б» и «г» пункта 14, «а», «б» и «д» пункта 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности;

- лицензиатами при внесении изменений в реестр лицензий не представляются документы и сведения, указанные в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Исключены из перечней: гарантийное письмо с обязательством о привлечении педагогических и (или) научных работников, копия положения о филиале, копия положения о структурном подразделении.

4. Изменяется порядок рассмотрения лицензирующим органом заявления о лицензировании образовательной деятельности. С 01.03.2022 внеплановые выездные проверки не проводятся. Взамен двух внеплановых проверок (документарной и выездной) Министерством будет проводиться документарная оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям (далее - документарная оценка).

Документарная оценка проводится в соответствии с оценочным листом, содержащим список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям. Форма оценочного листа утверждается Министерством.

Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки. В случае выявления несоответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям в акте оценки указывается, каким именно лицензионным требованиям не соответствует соискатель лицензии или лицензиат и каким нормативным правовым актом (с указанием его структурной единицы) такое лицензионное требование установлено.

5. С 1 марта предусмотрена возможность частичного лицензирования образовательной деятельности по просьбе заявителя, если в отношении части заявленных образовательных программ было выявлено несоответствие лицензионным требованиям. Также заявителям предоставлено право отозвать заявление до принятия решения лицензирующим органом (статья 13 Закона о лицензировании). В случае отзыва заявления после его принятия к рассмотрению по существу государственная пошлина не подлежит возврату в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. Внесение изменений в реестр лицензий в части сведений о номере телефона и адресе электронной почты осуществляется лицензиатом самостоятельно, проверка достоверности таких сведений лицензирующим органом не проводится. В связи с чем каждому лицензиату необходимо обеспечить актуальность информации о номере телефона и адресе электронной почты в личном кабинете ИС АКНД ПП.

7. Дополнен перечень случаев, при которых лицензиат не вправе осуществлять образовательную деятельность до момента внесения изменений в реестр лицензий: в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании до внесения изменений в реестр лицензий лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по истечении 15 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, слияния, а при реорганизации в форме присоединения с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Просим очень внимательно отнестись к данной норме реорганизуемые муниципальные образовательные организации, так как осуществление образовательной деятельности без лицензии является административным правонарушением.

8. Также дополнены основания прекращения действия лицензии: установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых принято решение о предоставлении лицензии или внесения изменений в реестр лицензий после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям (в случае лицензирования новых образовательных программ, новых адресов мест осуществления образовательной деятельности).

9. Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (часть 14 статьи 20 Закона о лицензировании). Поэтому при заполнении заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности важно указать дату прекращения ведения образовательной деятельности не ранее 15 дней с даты направления заявления в Министерство (например, при направлении в электронной форме заявления 1 марта 2022 года указывается дата фактического прекращения образовательной деятельности не ранее 16 марта 2022 года).

10. Выписка из реестра лицензий направляется Министерством одновременно с уведомлением о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в случае, если в заявлении соискатель лицензии (лицензиат) указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий. Выписка на бумажном носителе не предоставляется.

11. Дополнительно информируем, что в соответствии с частью 10 статьи 13, частью 15 статьи 18 Закона о лицензировании в случае направления заявителю уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) или об отказе в предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) исчисляется со дня представления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о внесении изменений в реестр лицензий и в полном объеме прилагаемых к нему документов, а не со дня первичного предоставления заявления.

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (далее - Постановление № 353) установлен особый порядок внесения изменений в реестр лицензий в 2022 году. В случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объекта адресации, в том числе почтового индекса, а также в случае переименования юридического лица, реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата, не требуется.

При наличии в Министерстве, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица Министерство вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр лицензий без заявления лицензиата, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр лицензий.

В соответствии с пунктом 9 Постановления №2 353 оплата государственной пошлины в рамках оказания государственной услуги по лицензированию за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, по заявлениям, поданным со дня вступления в силу указанного постановления до 31 декабря 2022 г., не требуется.

 

Информация

об изменениях законодательства Российской Федерации при
государственной аккредитации образовательной деятельности

 

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ внесены изменения в статью 92 Закона об образовании, которая изложена в новой редакции. Также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2022 № 3 утверждено новое положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение о государственной аккредитации). Указанные нормативные правовые акты содержат требования, регламентирующие порядок государственной аккредитации образовательной деятельности, подлежащие применению с 01.03.2022:

1. Государственная аккредитация не проводится по образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта (часть 1 статьи 92 Закона об образовании).

2. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.12021 № 1689 утверждены новые формы заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о представлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечня документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и к заявлению о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и требований к их заполнению и оформлению». Просим учесть при направлении в Министерство данных заявлений после 01.03.2022.

3. Свидетельство о государственной аккредитации действует бессрочно. Программы, имеющие аккредитацию на 01.02022, относящиеся к соответствующему уровню образования, считаются имеющими аккредитацию бессрочно.

4. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию, без проведения аккредитационной экспертизы. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

5. Образовательные организации с 01.03.2022 могут обратиться с заявлением о государственной аккредитации общеобразовательных программ как при наличии лицензии, так и одновременно с заявлением о получении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий).

6. Изменились основания проведения аккредитационной экспертизы без выезда в образовательную организацию: исключен случай - аккредитация ранее не аккредитованных образовательных программ; добавлен - если заявлена для государственной аккредитации образовательная деятельность по реализации образовательных программ исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом напоминаем о действии в 2022 году норм постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах», согласно которым аккредитационным органом может быть принято решение о проведении аккредитационных экспертиз без выезда в организацию, с использованием дистанционных технологий по месту проживания экспертов.

7. При проведении аккредитационной экспертизы частной образовательной организации, учредителем которой является религиозная организация, в состав экспертной группы включаются эксперты из числа работников религиозных организаций.

8. Предметом государственной аккредитации является установление соответствия аккредитационным показателям, а не ФГОС как было ранее. Аккредитационные показатели утверждены приказами Минпросвещения России (от 29.11.2021 №868, 869) и включают в себя, помимо соответствия образовательных программ требованиям ФГОС и обеспеченности учебниками, долю педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, наличие цифровых (электронных) библиотек и сведения о результатах оценки качества подготовки обучающихся, участвующих в оценочных процедурах, преодолевших минимальный порог. Одним из мероприятий при проведении аккредитационной экспертизы становится проведение мероприятия по оценке качества подготовки обучающихся, по результатам которого экспертом анализируются полученные результаты и устанавливается соответствие аккредитационным показателям.

9. В техническое задание, прилагаемое к договору с экспертом, включены мероприятия, связанные с установлением соответствия заявителя аккредитационным показателям, и обязанности эксперта, установленные пунктом 28 Положения о государственной аккредитации:

- изучить и проанализировать сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации, общественной аккредитации (при наличии), а также сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, в том числе с использованием открытых данных в сети «Интернет», и установить соответствие либо несоответствие указанных сведений аккредитационным показателям;

- провести мероприятия по оценке качества подготовки обучающихся, в том числе с применением дистанционных технологий, проанализировать полученные результаты по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, в том числе образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, и установить соответствие либо несоответствие указанных полученных результатов аккредитационным показателям.

10. При проведении аккредитационной экспертизы экспертами учитываются (в случае указания в заявлении о государственной аккредитации) следующие сведения за предшествующий год:

- результаты мониторинга в системе образования (проводится ежегодно образовательной организацией);

- результаты независимой оценки качества образования (проведенной в соответствии со статьей 95 Закона об образовании юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки);

- результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках международных сопоставительных исследований (проводится в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций);

- результаты независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности (проводится общественным советом, созданным общественными палатами (советами) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов);

- сведения из отчетов о самообследовании (формируются ежегодно каждой образовательной организацией).

Срок проведения аккредитационной экспертизы ограничен 10 рабочими днями (пункт 24 Положения о государственной аккредитации). Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в ранее установленный срок ( не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации).

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.